Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Символ веры Афанасия Александрийского.


    Св. Афанасий один из последних Отцов эпохи ранней христианской Церкви и эпохи Вселенских Соборов, целью которых было уяснить и отстоять Истинное Божество и истинное человечество во Христе. Он закрывает и одновременно открывает новую эпоху в истории Церкви.
    Годы жизни этого великого святителя и борца с ариевой ересью приходятся с 293 по 373 гг. Он в качестве представителя Александрийской Церкви в сане диакона присутствовал на 1-ом Вселенском соборе, и позднее стал преемником епископа Александра. За исповедание своей веры в Божество Иисуса Христа, он претерпел много гонений и испытаний за свою жизнь. Символ его веры был предшественником Никео-цареграского символа веры и является одним из ярких символов веры его эпохи. Именно следование вере Афанасия было маяком для различения православных от среды еретиков для простого народа.
    Более подробно о жизни св. Афанасия Великого смотрите статью Георгия Флоровского Св. Афанасий Великий

Символ веры[1]


    Каждый, желающий быть блаженным, должен прежде всего иметь общую христианскую веру. Тот же, кто не сохраняет ее неизменной и неподдельной, несомненно останется навеки потерянным.

    Наша общая христианская вера в том, что мы поклоняемся единому Богу в Трех Лицах и Трем Лицам в одном Божестве, и при этом не смешиваем лица и не разрываем Божественной Сущности.

    Первое из них - Личность Отца, второе - Личность Сына и третье - Личность Святого Духа.

    Но Отец, и Сын, и Святой Дух - одно Единое Божество, равноценное в славе и в вечном величии.

    Таков Отец, таков Сын, и таков Святой Дух. Не сотворен Отец, не сотворен Сын, и не сотворен Святой Дух. Бесконечен Отец, бесконечен Сын, и бесконечен Святой Дух. Отец вечен, Сын вечен, и Святой Дух вечен, И не три вечных, а Один Вечный, также и не три несотворенных, и не три бесконечных, а Один Несотворенный, и Один Бесконечный.

    Также и Отец Всемогущий, Сын Всемогущий, и Святой Дух Всемогущий, и так же не три всемогущих, а Один Всемогущий.

    Так и Отец Бог, Сын Бог, и Святой Дух Бог, не три Бога, а Один Бог. Так и Отец Господь, Сын Господь, и Святой Дух Господь, не три Господа, но Один Господь. Ибо как требует того христианская истина, признаем каждое Лицо и Богом и Господом. Также общая христианская вера препятствует нам называть трех Богами или трех Господами.

    Отец не создан, не сотворен и не рожден.

    Сын есть от Отца и только от Отца - не создан и не сотворен, но рожден.

    Святой Дух есть от Отца и Сына - не создан, и не сотворен или рожден, но послан.

    Поэтому один Отец, а не три Отца, один Сын, а не три Сына, один Святой Дух, а не три Святых Духа.

    И из всех трех Лиц ни один не первый, и ни один не последний, ни один не меньший, и ни один не больший, но все три Лица одинаково вечны и одинаково велики, чтобы во всем этом, как сказано, всем трем Лицам поклонялись как единому Божеству и в одном Божестве - всем трем Лицам.

    Итак, кто хочет быть блажен, должен разуметь о трех Лицах Божества.

    Но для вечного блаженства необходимо твердо верить, что Господь наш Иисус Христос стал плотью. В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек.

    Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как рожденный от матери в свое время. Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом. Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе.

    И хотя Он Бог и Человек, но не два, а Один Христос. Но как Он Один, то не Божественная природа изменилась на человеческую, но человеческая природа принята Богом. Один Он есть, но не так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство. Ибо как разумная душа и тело образуют одного человека, так и человек и Бог образуют Одного Христа,

    Который пострадал за наше спасение, сошел в царство смерти, воскрес из мертвых, вознесся на Небо, воссел одесную Отца и вернется судить живых и мертвых.

    В пришествие Его все люди воскреснут в своих телах и дадут отчет в делах своих: кто добро творил, пойдут в жизнь вечную, кто зло творил, пойдут в огонь вечный.

    Это наша общая христианская вера; кто не верит этому верно и твердо, не может быть блажен.


Назад

К оглавлению



© 2002, Сайт Апологии Христианства.
URL: http://apologia.hop.ru
E-mail: apologia@hop.ru

[1]Символ веры с переводом некоторых слов на современный русский язык цитируется по изданию: Святитель Афанасий Александрийский. Творения. Том IV. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1994. Стр. 477-479.